Отчёты:

Методические рекомендации:
Нормативные документы:
-
ФЗ № 193 от 27.07.10 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» (процедура медиации)
-
Поставновление Санкт-Петербурга от 10.07.2012 № 695 "о концепции семейной политики в Санкт-Петербурге"
-
Распоряжение правительства РФ от 30.07.2011 г. № 1430-р
-
Конвенция о правах ребёнка
-
ФЗ РФ №124 "об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"
Локальные акты:
-
Приказ о создании службы школьной медиации;
-
Положение о школьной службе медиации.
Зачем нужны Школьные службы примирения (медиации)?
Все мы хотим быть успешными, самостоятельными и счастливыми. Хотим жить среди добрых и интересных людей, помогать друг другу. Мечтаем избежать войн и насилия, чувствовать себя в безопасности. Жить не в борьбе за «место под солнцем», а в творчестве и созидании.
Но в мире растет конкуренция, перемешиваются разные культуры и религии, возникает напряжение между властью и народом. Когда случаются конфликты, разрываются отношения, совершаются правонарушения, людей захватывают эмоции и предубеждения. Если люди не способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они пытаются решить сложную проблему «простым» путем: через угрозы, бойкоты, манипуляцию или силовые методы. А еще они стараются привлечь сторонников через обращение в СМИ, к власти и в правоохранительные органы, чтобы те решили за них проблему, «надавили» на противоположную сторону или наказали ее. Но есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях.
Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать отношения или сам станет отвергаемым. Это проявляется в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, примыкания к группировкам и пр.
Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье или национальной культуре, оказываются совсем неподходящими в условиях современной мультикультурной школы. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим». Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений, если не происходит эскалация конфликта и втягивание в него других людей.
- Если ребенок не чувствует себя в школе в безопасности, он будет думать не об учебе, а о том, что и кто поджидает его после уроков.
- Если ребенок находится в среде, где царят агрессия, издевки, насилие, подначки, где он все время вынужден обороняться, – он начинает воспринимать такие отношения как норму, привыкает и усваивает агрессивные способы взаимодействия с окружающими.
- Если для достижения высокого рейтинга в классе принято унижать, подавлять, проявлять насилие, то амбициозный подросток невольно становится на путь формирования агрессивных (а то и криминальных) черт характера.
Что можно предложить в ответ?
Обратиться в школьную службу примирения – российскую модель школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях).
Цель службы – способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции.
Для ее осуществления работает команда взрослых и школьников разных классов. В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Если подростки самостоятельно принимают решение, скорее всего, они его выполнят. Поскольку часто взаимопониманию мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник (медиатор). Он подготовит участников к встрече и поможет им организовать конструктивный диалог. Встреча проводится только при добровольном согласии участников.
Что дает Служба примирения:
Обидчику (подростку, совершившему проступок):
- осознать причины своего поступка и его последствия; - принести извинения;
- загладить причинённый вред;
- вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.
Потерпевшему:
- избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;
- убедить в том, что справедливость существует.
Родителям и педагогам :
- помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения

План работы службы школьной медиации в образовательном учреждении №545 в 2019-2020 учебном году
№п/п |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Ответственный |
Примечание |
Для учащихся |
1. |
Внеклассное мероприятие «Что такое медиация?» |
сентябрь |
Социальный педагог |
|
2. |
Формирование «групп равных» |
октябрь |
Социальный педагог |
|
3. |
Обучение учащихся по программе «Подросток подростку» |
В течение года |
Социальный педагог |
|
Для педагогов |
1. |
Провести ознакомительный семинар для педагогических работников о службе школьной медиации. |
август-сентябрь |
Директор школы Социальный педагог |
|
2. |
Круглый стол для педагогов, родителей и учащихся
« Деятельность школьной службы медиации» |
декабрь |
Директор школы Социальный педагог |
|
3. |
Внедрение метода «Школьной медиации в педагогическую практику» |
В течение года |
Педагогический коллектив |
|
5. |
Обучить членов службы школьной медиации по программе «Школьная медиация» |
В течение года |
Директор школы |
|
Для родителей |
1. |
Провести круглый стол для родителей о службе школьной медиации. |
август-сентябрь |
Директор школы Социальный педагог |
|
2. |
Провести цикл семинаров - тренингов для родителей по применению технологий «Школьная медиация» |
Раз в четверть в каникулярное время |
Директор школы Социальный педагог
Специалисты ЦПМСС |
|
8. |
Практической деятельности службы школьной медиации |
В течение года |
Директор школы
Социальный педагог, специалист
ЦППМСП
|
|
План работы службы школьной медиации в образовательном учреждении №545 на 2018-2019 учебный год
№ п/п |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Ответственный |
1 |
Рассмотрение вопроса о ШСМ на
Педагогическом Совете и производственном совещании |
Август, декабрь |
Директор школы Социальный педагог |
2 |
Родительское собрание «Деятельность школьной медиации» |
Октябрь, ноябрь |
Директор школы, социальный педагог |
3 |
Формирование групп учащихся для
занятий по программе «Подростки помогают подросткам» |
Сентябрь |
социальный педагог |
4 |
Встреча психолога с учащимися 8-9 классов «Что такое медиация? Как стать
медиатором, когда ты подросток? |
Сентябрь |
социальный педагог, психолог ЦППМСП |
5 |
Внедрение метода «Школьной медиации» |
В течение года |
Педагогический коллектив |
6 |
Обучение членов службы школьной
медиации по программе «Школьная медиация» |
В течение года |
Директор школы |
7 |
Встреча с классными коллективами 1-7 классов, рассказ о медиации в группе учащихся «Подростки помогают
подросткам» |
Ноябрь, апрель |
социальный педагог, психолог ЦППМСП |
8 |
Участие учащихся в выездном семинаре на базе ЦППМСП по программе
«Подростки помогают подросткам» |
Март |
социальный педагог, психолог ЦППМСП |
9 |
Разработка согласований, просветительских мероприятий по формированию и деятельности школьных
служб медиации. |
Август |
Директор школы, социальный педагог
ЦППМСП |
10 |
Осуществление практической деятельности службы школьной медиации |
В течение года |
Директор школы, социальный педагог
ЦППМСП |
11 |
Участие в семинарах и конференциях по медиации. |
В течение года |
социальный педагог |
План работы службы школьной медиации в 2017-2018 учебном году